Премьера спектаклей команд-победителей проекта «Digital сцена» на сцене театра Ленсовета 16 и 23 июня
16 и 23 июня в 14.00 на камерной сцене театра имени Ленсовета пройдут премьеры спектаклей «Парящий тигр» и «СТРАХЪ», цифровые декорации к которым были подготовлены и победили в конкурсе digital макетов в рамках проекта «Живая лаборатория «Digital сцена». Приглашаем всех желающих на премьеру спектаклей!
16 и 23 июня в 14.00 на камерной сцене театра имени Ленсовета пройдут премьеры спектаклей «Парящий тигр» и «СТРАХЪ», цифровые декорации к которым были подготовлены и победили в конкурсе digital макетов в рамках проекта «Живая лаборатория «Digital сцена». Приглашаем всех желающих на премьеру спектаклей!
Проект объединил в театральном творчестве людей различных профессий: специалистов театра и технических специалистов, создающих цифровые и медиа-продукты, а также зрительскую аудиторию, увлеченную театром. Итогом такого объединения стали спектакли, создаваемые с использованием новых технологий в сценографии, облике и костюмах персонажей, световом и видео оформлении. А живая лаборатория выступила открытой общественной площадкой для генерации и воплощения творческих идей в новых формах театрального искусства.
Цифровые декорации к спектаклю «Парящий тигр» (победитель проекта по результатам зрительского голосования) разработала команда Digital_4. Сценарий спектакля создан по мотивам одноименной повести американской писательницы Кейт Дикамилло для подростков и взрослых. «Парящий тигр» – это история об эмоциях, скрытых в уголках души ребенка, боящегося своих воспоминаний и мыслей. У главного героя Роба есть свой запертый чемодан с чувствами. Роб потерял маму и живет в мотеле с отцом. Он подвергается буллингу в школе, подавленные эмоции провоцируют болезнь. Но внезапно Роб находит клетку с живым Тигром недалеко от мотеля. Со своей новой одноклассницей Сикстиной они должны принять решение – отпустить Тигра на волю или сделать вид, что его не существует. Это спектакль о том, как по-разному люди встречают события, которые приносит в их жизнь судьба. В сценографии декорации используются видео-арт и анимация, световые эффекты, проекция на дым как вариант голограммы.
Цифровые декорации к спектаклю «СТРАХ» (победитель проекта по результатам голосования жюри) подготовила команда DIGITAL#10. Он посвящëн исследованию глубинных механизмов, тормозящих и разрушающих процесс развития человеческой цивилизации. Откуда берётся страх? В чём его природа? На эти и многие другие вопросы зритель может найти ответ в остановке. Это спектакль-исследование, спектакль-исповедь. Он является симбиозом двух произведений: Ф.Скотта Фицджеральда, «Волосы Вероники», и Стефана Цвейга, «Страх».
Если в первой части спектакля рассматривается взаимодействие человека и общества, навязывание тревог, то во второй — исследование страхов, исходящих изнутри. Использование мультимедийных технологий позволяет в игровой форме передать всю глубину и многообразие театрального искусства. Это новый уровень игры: здесь нет традиционного разделения на «актёров» и «зрителя». Интерактивность спектакля достигается за счет того, что на протяжении всего действия люди могут взаимодействовать с персонажами, например, оценивая различные ситуации. Здесь зритель вместе с актерами выходит из привычной реальности, чтобы увидеть, как мы живем, как реагируем на окружающий мир, и что на самом деле происходит внутри нас.
О проекте
Напомним, проект «Живая лаборатория «Digital сцена» стартовал в Петербурге осенью 2022 года. Организатор проекта – Социально-Художественный театр СПб. Партнеры проекта – Университет ИТМО, Александринский театр, Театр имени Ленсовета, Академия Штиглица. Для участия в проекте было сформировано 10 интердисциплинарных команд, куда вошли 100 человек — представители творческих профессий (световые дизайнеры, режиссеры, продюсеры, художники-постановщики, художники по свету, звукорежиссеры, мультимедиа режиссеры), работающие в драматических и кукольных театрах, театральных проектах, а также специалисты технических профессий, реализующие создание цифровых продуктов для культурных институций и креативных индустрий.
Проект включал две части: образовательную и практическую: макетирование и постановку эскизов.
Далее команды работали над созданием прототипов театральных макетов на площадке ФабЛаб ИТМО на Биржевой, 14 «от идеи до полного воплощения». Результаты своей работы команды представили в апреле этого года на выставке прототипов цифровых макетов сценических декораций в Музее театрального и музыкального искусства на пл. Островского 6. Выставка сама по себе стала необычной, так как показала новый способ возрождения уходящего типа проектирования и приемки театрального спектакля в виде привычного, аналогового театрального макета, а не макета 3D. В свободном доступе можно было увидеть работы всех команд, а также принять участие в зрительском голосовании. Каждый макет как арт-объект получил свое собственной название. «Сквозь бессознательное, и что я там увидела, или Алиса в Зазеркалье»; «Балет. Снегурочка»; «Парящий тигр»; «Остров невезения»; «Станцы на турнир»; «Переписать Онегина»; «Человеческий голос». Игра в сомнамбул»; «СТРАХЪ»; «Грехи_ученых.raw». В основу идей легли известные художественные произведения. По голосованию жюри победителем стала команда DIGITAL#10 «СТРАХЪ». По голосованию зрителей — команда DIGITAL#4 «Парящий тигр»
«Интерес молодых зрителей к театральным постановкам обуславливает трансформацию самого театра, его форм, технологий, способов существования. Вместе с тем, даже прогрессивные режиссеры и художники-постановщики, полноценно использующие медиа контент в спектаклях, зачастую не понимают различий и смысла во всех новых и модных направлениях: саунд-арта, компьютерного и интерактивного искусства, генеративного дизайна, видео- и цифрового действия, искусственного интеллекта», — говорит куратор проекта Александра Ирисова. Есть и другая проблема: специалисты диджитал — культуры не идут на театральные площадки. Представители театрального профессионального художественного и технического сообщества почти не коммуницируют со специалистами технических профессий, работающими над созданием цифровых продуктов для культурных институций и креативных индустрий. Именно этот пробел и восполняет проект «Живая лаборатория «Digital сцена», выполняющая как общекультурные, так и прикладные задачи в области цифровых продуктов и послужившая объединяющим звеном между театральными, образовательными организациями и социумом (зрителями).
Проект реализуется при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив РФ.